Сайт классного руководителя 

7 класса МБОУ "Янгличская СОШ

 им. Героя РФ Н. Ф. Гаврилова"

 Канашского района

Чувашской Республики

СИЛОДОРОВОЙ

 АЛЬБИНЫ МИХАЙЛОВНЫ

Методический семинар

 

 

Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся

для формирования их социальной активности,

коммуникативной и информационной компетентностей (слайд 1).

 

Школа готовит нас к жизни в мире,

которого не существует.

Альбер Камю (20 век)

 

Источник изменений

 

В университете понятие «новые стандарты» и «современная стратегия воспитания» школьников были понятиями туманными. Поэтому  на первых ступенях своего классного руководства приоритетным инструментом  воспитательной работы я выбрала бесценный опыт старших коллег (слайд 2).

Я проводила классные часы, беседы, лекции, чаепития, просмотры фильмов и использовала другие приёмы из методического арсенала классного руководителя, чтобы сеять в сердцах моих пятиклашек «разумное, доброе, вечное». Но каждый раз я понимала, что всё это мне до боли знакомо…Так проходили классные часы в моём 5 «в» классе в 2001 году, когда я сама была ученицей.

Я наблюдала, что и дети имеют значительно больший потенциал, хотят действовать, быть активными, открывать самих себя и изучать новый, развивающийся мир, в котором им жить (слайд 3).

2020-2021 год.

Участвуем только в общешкольных мероприятиях по плану:

- конкурс творческих работ «Букет учителю» - 1 место,

- конкурс поделок «Новогодняя сказка» - 1, 2 место,

- конкурс поделок «Птичья столовая» -  2 участника (совместно с родителями),

- конкурс рисунков  к 8 марта  - 1 место.

Сразу выявилась небольшая группа детей активных, которые не боятся проявлять себя. Есть дети, которые не могут или не хотят принимать участие в подобных мероприятиях. Но это совсем не значит, что они безынициативны, они  могли бы проявить себя в чём-то другом.

Передо мной возникает проблема: используемые приёмы воспитательной деятельности не дают реализовать все ресурсы класса и раскрыть потенциал моих воспитанников (слайд 4).

Решить данную проблему я смогу, только устранив противоречие между необходимостью по-новому осуществлять воспитательную работу и недостатком определённых знаний и умений в области применения технологий, обеспечивающих достижение новых воспитательных результатов.

 

В поисках ответов…

 

В работе классных руководителей лицея я не вижу единого подхода к  решению данной проблемы. Некоторых классных руководителей  устраивает, что в их классе «действуют» одни и те же, другие проводят внеклассную работу для детей в формате «принудиловки». Некоторые педагоги говорят, что тоже видят проблему, но как её решить не знают, поэтому идут по «пути проб и ошибок».

Интересуясь вопросом «Как активизировать внеклассную деятельность детей?», читаю учительские форумы (слайд 5). Учителя из разных регионов страны остро обсуждают воспитательные моменты. Многие задаются теми же самыми вопросами: (слайд 6)  «Как активизировать…», «Как побудить действовать?», «Как сформировать социальную активность? », «Какие современные формы взаимодействия использовать?».

В комментариях педагогов похожие вопросы «Что предложить, чтобы и результат был, и повторить захотелось?», «На какие формы воспитательной работы обратить внимание?», «Что обновить во взаимодействии с учащимися?».

Понимаю, что тема на сегодняшний день очень актуальна.

Начинаю учиться. Читая статьи, посвященные данной теме, осознаю, что особое внимание нужно уделить самим детям: их предпочтениям, интересам и возможностям.

Так что же нужно современным детям? Прежде чем обвинять их в лени и быстром угасании интереса к разным видам деятельности, нужно понять, с кем мы имеем дело.

На одном из сайтов «об актуальном» (zillion.net) читаю (слайд 7):

«Поколение Z» - условное название для людей, родившихся после 1995 г. и  до 2010 года. У них есть ряд определённых особенностей, которые их и отличают от людей, родившихся ранее».

Заинтересовало…Набираю в «поиске», читаю у Евгении Шамис на сайте rugenerations.su «Теория поколений в России»:

«Zеты» выросли в среде цифровых технологий. Они почти не пользуются городским телефоном, не помнят номера друзей, плохо ориентируются в пространстве, т.к. им  всегда поможет Google. Они не считают знаки в смсках (в WhatsApp это не имеет никакого значения), не встают рано утром, чтобы посмотреть Дисней-клуб, - у него всегда несколько каналов с мультиками и спутниковое телевидение. Они мыслят иначе. Практически с первого класса они имеют аккаунт в социальных сетях. У «Zетов» 354 друга во Вконтакте, 511 в Фейсбуке. Они не способны строить прочные связи: расстаются с людьми, когда им становится некомфортно.

Благодаря  интернет–технологиям, их мир шире: не этот друг, так другой, не эта компания, так следующая.

«Поколение Z» называют лентяями и эгоцентристами. Не лучшие качества для учебы. Но учить их нужно. Эти люди талантливы и лучше ориентируются в мире.

Они быстро анализируют большие объемы информации, выдают новые оригинальные решения, легко справляются с несколькими задачами одновременно. Социальные сети держат их в курсе тенденций».

Анализирую информацию…Они — клад для учителя! Но чтобы этот клад заполучить, нужно ставить задачи иначе (слайд 8).

Нужно предложить им новые, интересные формы для активизации их потенциала и для раскрытия способностей.

 

Идея изменений

 

«Не пытайтесь открыть новую дверь старыми ключами» (слайд 9)

 

С «приходом» ФГОС центральной задачей образования становится соединение внеклассной и учебной работы, расширение работы для практической деятельности школьников, развитие универсальных учебных действий и как итог - становление гармоничной, конкурентоспособной, самостоятельной личности.

Учащиеся успешно осваивают образовательную программу, являются активными пользователями информационного пространства, все, по большей части, общительны, коммуникабельны. Но! Современные условия жизни требуют от них большего.

В профессиональном стандарте «Педагог» отмечается, что «необходимым условием воспитательного компонента является: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни».

Как мы видим - деятельность современного педагога должна быть направлена на формирование и реализацию программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

Вникаю глубже, нахожу «совсем новый» документ: «Стратегия развития воспитания до 2025 года».

В проекте выделен ряд направлений воспитательной деятельности: поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, повышение культурного уровня детей, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание, а также поддержка общественных объединений в сфере воспитания.

Основная идея моего опыта – использовать в деятельности классного руководителя современные интерактивные формы работы, способствующие формированию социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей воспитанников (слайд 10).

 

Новизна представленного опыта

 

Практическая значимость представленного опыта заключается в возможности его использования в массовой школе (слайд 11). Для классных руководителей нашей школы, апробированные интерактивные формы для организации взаимодействия учащихся и формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей стали новым шагом в воспитательной деятельности.

 

Концепция изменений

К сожалению, в погоне за выполнением календаря памятных дат в плане воспитательной работы, педагоги крайне редко рассуждают о «настоящности» со-бытий и «понарошечности» мероприятий. Воспитательное событие - это новый формат деятельности, с введением которого меняется многое (слайд 12).

Что изменилось?

1.    Были воспитательные мероприятия, а стали воспитательные события (слайд13).

2.   Формы работы были только в соответствии с планом воспитательной работы и с общешкольным планом, теперь изменились и стали более современными и эффективными (слайд14).

3.   Сам план воспитательной работы с классом (слайд15).

Данные изменения открыли новые возможности взаимодействия с учащимися.

 

Новые возможности взаимодействия «Расширяем границы»

 

Раньше взаимодействие проходило только на уровне класса, теперь мы «расширили границы» (слайд 16). Дети сами разрабатывают и реализуют проекты.

Зона охвата - вся школа 

- «Социальный слоган» - социальный проект 1-е место,

- «Весна идёт, весне дорогу!» - социальный проект - участие и часть учащихся в составе проектной группы,

- «Ветер перемены» - социальный проект - организаторы, председатели проектной группы,

- Интернет конкурс «Хамелеон» -  всероссийский конкурс веб-проектов – 4-е место,

- проект «Про школу» участие в викторине «Источник знаний».

Ребята самостоятельно работают с информацией. Ищут сами, привлекают других, растёт активность, повышается коммуникативная и информационная компетентность. Всё чаще мы поднимаем социальные темы, обозначаем их значимость и необходимость общественной и социальной деятельности.

 

Результаты

 

Результатами использования современных интерактивных форм взаимодействия с учащимися и учащихся между собой стали достижения, которые сгруппированы в группы качественных и количественных показателей.

Количественные показатели (слайд 17) отражают динамику числа учащихся, вовлеченных в воспитательные события, желающих продолжать участвовать и разрабатывать их, привлеченных к участию в дистанционных и сетевых мероприятиях, количество таких мероприятий;

качественные (слайд 18) - разнообразие форм и тематики событий, вызывающих интерес у воспитанников, отзывы учащихся, результаты наблюдений и самонаблюдений за формированием универсальных учебных действий учащихся.

Отзывы коллег, результаты диагностики психолога, подтверждают, что предложенное направление в воспитательной деятельности фокусирует в себе деятельностный подход и программу формирования универсальных учебных действий.

 

Трудности работы состоят в выборе интересной для детей  формы взаимодействия, которая была бы направлена  на достижение личностного результата каждого ученика. Порой трудно сделать воспитательное событие по-настоящему значимым, отойти от формальности реализации поставленных целей. Но делать это необходимо, продумывая каждый шаг при планировании своей работы.  Возникают проблемы неготовности педагогов к такой деятельности, и  нехватка временного ресурса (слайд 19).

 

Условия реализации изменений предлагаемого опыта         

 

Универсальность предложенного опыта заключается в отсутствии каких-то специальных требований к условиям его  реализации (слайд 20).

- Если нам нужен выход в интернет, то мы возьмём телефоны и с помощью мобильных приложений отредактируем текст или «загрузим картинки».

- Если нам нужны идеи, то мы проведём опрос среди других учащихся.

- Если нам нужна помощь в реализации какой-либо акции, то мы обратимся к родителям.

Но одно важное условие, необходимое для реализации - это умение педагога правильно подобрать формы работы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьников, с целью раскрытия потенциала учащихся и использования всего ресурса класса.

Для этого необходимо совершенствоваться.

Я прошла курсы на сайте edugalaxy.intel.ru «Элементы. Методы оценивания в классе 21 века». На основе данного материала разработала для себя стратегию формирующей оценки результатов деятельности ребят в подготовке воспитательных событий. Учу их планировать, строить планы-прогнозы и объективно оценивать результаты своей деятельности.

Также полезным для меня стали модульные курсы на сайте «1 сентября».   «Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести свою точку зрения». Залог успешного взаимодействия в коллективе - это умение слышать друг друга и говорить «на одном языке». Я учусь этому сама и учу ребят.

В процессе апробации форм и приемов взаимодействия с учащимися познакомилась со сборником проектов «Сетевая  библиотека  – центр  информационно - образовательного пространства»,  в котором   определено  понятие  сетевого  образовательного  события,  рассмотрены методические особенности проектирования и организации образовательных событий в сети, предложено описание конкретных образовательных и воспитательных  событий.  

Читая книгу С.Л. Лескова «Живая инновация. Мышление 21 века», я понимала, что нужно развиваться, не стоять на месте, пробовать новое.

И пробую! Разработала план по дальнейшей работе над данной темой, где в каждом пункте есть строка «научиться» . Таким образом, неотъемлемое условие реализации опыта – пополнение методической копилки знаний, творческий поиск и желание «менять и пробовать».

 

Хотите сделать своих воспитанников активными? А насколько активны Вы сами? (слайд 21).

 

 

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 11.02.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»